Описание

Хаммер (Hummer – молот), имеет еще название Фривил (FreeWheel)  – это первая фаза картвила, который выполняется на самом срезе падения воды водопада. Название “Молот”, очень подходит к тому, что обычно происходит с лодкой и гребцом при достижении ими подножия водопада.

Обучение

Успех в проделывании этого трюка в большей степени базируется на твоем умении глубоко “засаживать” нос лодки, удерживая ее на ребре. Также, решающий фактор на пути к успеху – ритмичность,  то есть способность попадать в один ритм с импульсом струи и исполнять все фазы маневра слитно, используя энергию потока и свою собственну.

Так как Хаммер – маневр, выполняемый при движении лодки  вниз по течению, то очень важно правильно использовать все “неровности” воды, привязав их к фазам выполнения движения. Ну, и пожалуй, важнейший фактор – какой именно водопад ты выберешь для выполнения Хаммера, так как от этого будет зависить не только качество выполнения самого маневра, но что более важно – состояние твоего здоровья после выполнения этого трюка.

Начало

Пытаясь загрузить (засадить поглубже) нос лодки, ты должен в первую очередь усвоить несколько основных пунктов. Это:

  • Контроль лодки на крену (легко и непринужденно)
  • Баланс
  • Использование весла
  • Ритмичность

Критерий контроля лодки на крену – это умение удерживать каяк (каное) на боку без потери равновесия и переворота, в течении довольно продолжительного времени (широкое поле для тренировок на гладкой воде).

Итак, ты достаточно хорошо овладел приемом балансирования на грани переворота лодки и можешь легко прочитать журнальную статью или не спеша выпить бутылочку, другую доброго пивка в таком положении.

Естественно, что рано или поздно всплывет вопрос – “зачем же мне все-таки нужно весло при выполнении “Hammer”.

Ответов будет три:

  1. Для установления баланса, в том случае, если ты все-же перекренил лодку и пошел на переворот.
  2. Для того, чтобы наконец-то начать загружать нос лодки, используя гребок от кормы.
  3. Ну и самое главное. Весло – это тот самый инструмент, который поможет тебе (мы все на это надеемся) убежать из-под обрушивающейся мощи падающей воды, после окончания эффектного полета с водопада.

Теперь о ритмичности. Так как, основная часть всего маневра максимально  приближена к срезу падения воды, то очень важным становится выбор момента начала. Как правило, все происходит гораздо быстрее, чем ты думаешь и в отличии от прохождения водопадных сливов БУФом, финальная фаза Молота гораздо сложнее, чем один прямой гребок веслом. При выполнении Хаммера нужно достигнуть среза падения струи с уже сильно загруженным носом лодки, можно сказать, почти вертикально.

Основа – картвил

Идея заключается в том, что подготовительное движение, итогом которого, станет вертикальностоящая лодка (как на носовой свече) – сложное многофазное движение. Первой фазой является загрузка кормы одновременно с постановкой лодки на боковой крен. При этом, нос лодки отрывается от воды взмывая вверх. Естественно, добиться такого эффекта можно, только выполнив мощный гребок от носа к корме лодки, заранее поставленной на крен (вот когда вспомнишь пропущеные тренировки в бассейне). Адальше, наступает
момент истины – “Все или Ничего”.

Та мощь и энергия, которая была вложена  этот носовой гребок должна сработать в обратном направлении, и с твоей помощью поставить лодку на вертикальную свечу. В тот миг, когда взмывший в небо нос лодки достигает своей пиковой точки, не вынимая из воды весла, завершившего прямой гребок, сразу переходи на гребоко братный. Здесь важно, максимально использовать вес тела и работу ног на загрузку носа лодки. Весло здесь, выполняет только функцию контроля бокового крена и поэтому, ни при каких условиях не загружайт его своим весом (самая распространенная ошибка) – это смерть для картвила! Вес же, надо активно смещать в направлении бокового вращения лодки, стремясь переваливаться всей массой от кормы к носу, до положения вертикальнопоставленной на “свечу” лодки. Поставленная на свечу лодка должна пересечь в таком положении границу, за которой струя падает вниз, и продолжая уже в свободном падении вращение в “картвиле”, вовлечь тебя в незабываемое ощущение полета в неизвестность.

Всю фазу подготовительного движения, можно тренировать на гладкойводе (например в бассейне зимой), но более эффективной будет тренировка на границе струи и улова. Постарайся  найти участок реки с достоточно жестким уловом, там где высокая разница скорости струй образует ярковыраженную границу (иногда даже разную по высотному уровню), тако еместо – отличный полигон для тренировки картвила и его производных.

Но помни, чем короче лодка, тем легче и быстрее будет процесс “вьезда” в динамику процесса. Итак, начни упражнения с хорошего разгона по улову, так, как если бы ты хотел сделать траверс струи. Когда до границы со струей останется полкорпуса лодки, начинай загружать корму мощным прямым гребком с одновременным накрениванием лодки. Нос должен “выстрелить” в небо. В тот момент, когда нос лодки начнет падение “задави” его вниз мощным гребком весла от кормы, но не увлекайся переносом всего веса на весло.

В момент начала обратного гребка, постарайся развернуть торс в сторону кормы, как-бы заглядывая через плечо, – это поможет включить верхнюю часть туловища в работу по переносу центра массы от кормы к носу. Вообще в вращениях типа “cartwheel”, поворот торса должен опережать вращение лодки, утягивая ее за собой. При правильном моменте начала движения, загрузка носа должна прийтись на границу струи и улова, и водный поток поможет докрутить лодку, поставив ее вертикально. После чего, вращение продолжиться и, если ты будешь сохранять балланс, то в следущий момент начнет загружаться корма, поставив лодку на кормовую свечку и тем самым, завершив полный оборот картвила.

Успех этого упражнения базируется на многих факторах. Но, как бы там ни было, главным останется начало движения – в нужном месте и в нужное время. Мы, настоятельно рекомендуем, как следует оттренировать это движение, понять и усвоить концепцию.Только после того, как из десяти разгонов по улову девять будут заканчиваться картвилом – ты  можешь смело отправляться на поиски своего водопада.

Водопад

Идеально подходящий водопад или слив должен выглядеть так: чистый и прямой слив должен заканчиваться глубоким “бассейном” c теплой водой и без обратного противотока…… Эххх. Если такой водопад найдется,то все равно стоит тщательно проверить всю намеченную линию движения, желательно со всех возможных точек на максимальном приближении.
Ты должен быть уверен на 100%, прежде чем примешь решение совершить – “HAMMER”. Выбери точку съемки оптимально подходящую, твоей линии подхода и стороне совершения Молота. Такойтрюк (конечно если он удастся) обязан быть запечетленным для истории.

После того, как удачно совершив подготовительный маневр и отправившись на носовой свече в полет со слива водопада, очень мало будет зависеть от твоих технических возможностей. Сам понимаешь, тренировка этой фазы Хаммера достаточно проблематична. Но все же, постарайся направить все усилия на то,чтобы отскачить подальше от падающей стены воды. Помни, все что произойдет с тобой после отрыва от слива, свершитьсяг ораздо быстрее, чем ты ожидаешь, не оставляя тебе и доли секунды на раздумье.

Текст журнала “PLAYBOATING UK”, перевод Александра Давыдова.

Видео